Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

Консультации логопеда

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Многие люди представляют работу логопеда только как исправление неправильного звукопроизношения у детей-дошкольников. Но это не совсем так.

Логопедия охватывает все аспекты речевой деятельности человека: правильное произношение звуков, правильное грамматическое построение фраз, умение связно, образно излагать свой рассказ и грамотно пользоваться письменной речью.

Письменная речь – это отражение устной речи, и все недостатки её, как в зеркале, проявляются при письме.

Одной из причин появления подобных трудностей при школьном обучении может стать недоразвитие фонематического слуха.

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом.

Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звук.

Определить уровень развития фонематического слуха можно, предложив ребёнку поиграть в следующие игры. Во время игры ребёнок не должен видеть вашей артикуляции, т.е. ваших губ, когда вы произносите слоги. Прикройте нижнюю часть лица листом бумаги.

ИГРА 1 «Магнитофон». Предложите внимательно прослушать и чётко повторить за вами ряд слогов.

Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

ИГРА 2 «Знайка». Предложите прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно.

Предложите сравнить слова: КОТ – КИТ, ДОМ–ТОМ, БАБКА–ПАПКА. Спросите, какими звуками они отличаются?

ИГРА 3 «Внимательные ушки». Предложите прослушать слова и хлопать в ладоши в тот момент, когда ребёнок услышит слова, например, на звук Ц.

Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.

Если ваш ребёнок воспроизвёл все слоги правильно, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если услышал и назвал, какими фонемами различаются слова в игре, то у него в полном объёме сформировалось фонематическое восприятие.

Если же ребёнок, даже при повторе, не справляется с заданиями, то значит, вам необходимы специальные занятия и упражнения на развитие фонематического слуха. Обращайтесь за консультацией.

© МБДОУ детский сад «Комарик»
Разработка и поддержка сайта