Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

Консультации педагога-психолога

Содержательная характеристика кризисных периодов

Кризис новорожденности

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности,­ человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важ­ное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления, т. е. эмоционально-положительная реакция, сопровождающаяся движениями и зву­кам. До этого движения ребенка были хаотичны, тогда как комплекс способст­вует зарождению координации движений. Это первый акт поведения, в ходе которого выделяется взрослый, и первый акт общения, преследующий неосоз­нанное желание воздействовать на взрослого. Младенец имеет зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные ощущения; рефлексы сосания, мигания, рефлекторный поворот головы в ответ на прикосновение какого-то предмета к уголку губ. Совершает общие некоординированные движения руками, ногами, головой. Ведущая деятельность - эмоциональное общение со взрослыми.

Со 2-го месяца появляется способность различать цвета, умеет «держать" голо­ву, появляется слуховое сосредоточение при звуках речи взрослых

Кризис первого года жизни

Социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнут­ри (Д.Б. Эльконин). В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает хо­дить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок - предмет - взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Все основные новообразования в раннем детстве связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого человека

Кризис 3-х лет

Представпяет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые ста­новятся носителями образцов действий и отношений в окружающем мире.

В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3 годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.

Возраст 3 пет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит В том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастаю­щую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее

Кризис 7 лет

Кризис саморегуляции, напоминающий кризис первого года жизни. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Он вдруг начинает предъяв­лять претензии на отсутствие внимания к себе, поведение становится вычурным. Для ребенка этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие. Основной потребностью становится уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самокон­троль. Важно поощрять самостоятельность детей, что будет способствовать развитию их интеллекта и инициативы. В противном случае чувство вины возоб­ладает над стремлением к самостоятельности

Источник: Практикум для педагога – психолога ДОУ

© МБДОУ детский сад «Комарик»
Разработка и поддержка сайта